stylesheet' id='jquery-style-css' href='templets/upgrade/plugins/wp-social-votes/css/ui-lightness/jquery-ui-1.8.20.custom.css' type='text/css' media='all' /> ованы многие технические возможности гитары – преимущественно фактурные и мелодические, благодаря использованию не медиаторной, а характерной пальцевой техники[1] правой руки. Это звукоизвлечение имело также свою специфику – например, особое положение руки, при котором во время исполнения остинатного баса пальцем «р», в роли постоянно звучащего аккомпанемента, одновременно глушится струна у подставки, придавая звуку специфичную «матовость» контрабасового звучания. Наряду с традиционными щипковыми приемами, афроамериканцы применяли новые, самобытные способы игры, которые максимально передавали интонации человеческой речи, поскольку, как известно, конструктивным элементом для блюзовой мелодики является срастание вокала с речевыми интонациями. А также использовались экспрессивные элементы негритянского народного пения – глубокое вибрато, глиссандирование, микроинтонирование, – гитара идеально подходила для этой роли благодаря своим музыкально-выразительным возможностям. «Правильное исполнение блюза предполагает особенные неведомые дотоле европейцам приемы звукоизвлечения. Трудно представить себе что-нибудь более контрастное по отношению к европейскому bel canto, чем блюзовое интонирование» [1].

Характерный пример находим в воспоминаниях известного трубача, композитора и собирателя негритянского фольклора Уильяма Хэнди (из книги «Father Of The Blues»): «Меня разбудил звук гитары. Недалеко от меня сидел тощий, одетый в лохмотья негр, и играл, скользя по струнам складным ножом в манере гавайских гитаристов, которые использовали для этого стальной брусок. Это было потрясающе. Сама песня тоже поразила меня: «Goin’ Where The Southern Cross The Dog». Певец повторил мелодию три раза, аккомпанируя себе на гитаре в самой удивительной манере, которую я когда-либо слышал…» [2].

Попутно можно отметить, что существует определенная сложность в исследовании блюзового искусства, так как первые аудиозаписи появились только в 20-х годах прошлого столетия, значительно позже возникновения этого явления, хотя и существует предположение, что блюз с тех пор не сильно изменился. «Блюз в его классическом виде, — пишет В. Конен — представляет собой сольные песни, возникшие в негритянской среде далекого Юга. Они неотделимы от инструментальной, главным образом гитарной партии» [3].

Таким образом, гитара в блюзе играла не только аккомпанирующую роль — она была продолжением голоса, составляя полноправный дуэт с певцом. Корни этого явления уходят в африканское народное творчество, которое синкретично в своей сути. Отсюда – присущее блюзу глубокое переплетение вокального и инструментального компонентов, поэтической составляющей и музыки, а также ярко выраженное влияние личности исполнителя на композицию, и т.д.

Рассмотрим сказанное на примере творчества одного из ярких представителей раннего блюза, записи которого дошли до наших дней – Роберта Джонсона (1911-1938). «Me and the Devil Blues» («Я и Дьявольский блюз») – так называется известная композиция, увидевшая свет в начале 30-х годов ХХ века2.

Куплеты «Me and the Devil Blues» написаны в форме типичного для традиционного блюза двенадцатитактого квадрата. Последний, как известно, базируется на «вопросо-ответной» форме: одна поэтическая строфа равна одному квадрату. Каждый раз за пропетой исполнителем фразой, гитара вторит ему вопросительными интонациями, взбирающихся на полтона вверх аккордов. Когда же звучит текст третьей строки, интонация понижается и гитара, вслед за голосом, резюмирует - «ставит точку»:

Early this mornin’, when you knocked upon my door
(
Этим ранним утром, когда ты постучал в мою дверь)

Early this mornin’, ooh, when you knocked upon my door

(Этим ранним утром, когда ты постучал в мою дверь)
And I said, «hello, satan, I believe it’s time to go»

(Я сказал: «привет, дьявол, я верю, что это время идти»)

Голос Р. Джонсона и гитара производят впечатление совершенного дуэта. Сам тембр инструмента словно копирует сипловатый, «надтреснутый» голос исполнителя. Так же, как и многие другие блюзмены, он извлекает звук, используя в левой руке «боттлнек»3, а в правой – щипок и удар кисти по струнам.

В целом настроение «Me and the Devil Blues» является характерным для блюза – это глубокая тоска, переплетающаяся с горькой усмешкой, любовь с привкусом цинизма.
По мере развития гитарного мастерства у чернокожих музыкантов (ближе ко второй половине 30-х годов ХХ века) появлялись уже инструментальные блюзы. Вначале это происходило путем копирования гитарой вокальной мелодии, затем за счет увеличения сольных фрагментов в песне. В этом смысле показательной является композиция Лонни Джонсона (1899-1970) «Too late to cry» («Слишком поздно лить слезы») 4.

К 1940-м годам в блюзе приобрела популярность электрогитара, и вместе с ней появляется громкое неистовое звучание в сочетании с жестким ритмом ударных. На этом фоне, как обязательный формообразующий элемент, разворачивались бурлящие соло. Электрогитара привнесла множество новых музыкально-выразительных возможностей – долгие легато, теппинг, выдержанные ноты. Благодаря искажению звука («перегрузу») появилось новое особое звучание – гитара то рычала, то взвизгивала, передавая самые экспрессивные краски тембральной палитры. Так на почве блюза формируется новое музыкальное направление – ритм-энд-блюз. Его представляют такие признанные мастера как Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер, Би Би Кинг и др.

В 1950-60-х годах в блюзе в пределах двенадцатитактового квадрата все больше усложняется гармония, в мелодике используются лады различного этнического происхождения (Джимми Хендрикс, Джефф Бек). В дальнейшем эволюция инструментального блюза достигает таких высот, как, например, творчество Скотта Хендерсона.

 

***

Итак, сложно преувеличить роль гитары в формировании блюза. В свою очередь на гитарную школу блюз также оказал огромное влияние, обогатив ее новыми возможностями исполнения. Фактически, блюзовое музицирование явилось основой для формирования целого ряда стилей (таких, как, например, фингерстайл), и акустической гитары как самобытного инструмента, со своими неповторимыми возможностями и исполнительской школой.

 

Примечания

[1] В отличие от медиаторной техники раннего джаза, в котором оставлялась для гитары (банджо) лишь роль аккомпанирующего инструмента, подчеркивающего ритм.

2 Это пример одной из ранних дошедших до нас записей.

3 «bottleneck« от англ. «бутылочное горлышко». С помощью куска медной трубки или обычного бутылочного горлышка — подходит любой удобный предмет с гладкой поверхностью (чернокожий бродяга из воспоминаний Уильяма Хэнди пользовался ножом именно для этой техники). Выразительные возможности слайда очень разнообразны — необычное, глиссандированное звучание дает новые краски — гитара, словно повторяет интонации голоса во время пения.

4 Лонни Джонсон исполняет довольно длинное (несколько квадратов) соло медиатором, без гармонического сопровождения, но оно как бы прослушивается «внутренним» слухом.

 

 

Литература

  1. Конен В. Рождение джаза. – М., 1984, с. 230
  2. Marshall W. Stearns «The story of jazz». — Oxford University Press, 1970, с. 52
  3. Конен В. – М., 1984, с. 201

 

 


 

Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Сб.статей, №2 (18). – Н.Новгород, изд-во ННГК им. Глинки, 2011. С. 57-59.