dia='all' /> особствовало и отношение ново-испанской католической церкви – в отличие от пуритан англичан они не запрещали светскую музыку, а использовали ее для обращения местного населения в христианство. Таким образом, музыка звучала всюду – от злачных мест до храмов. Музыкальная культура Новой Испании насыщалась фольклором африканских рабов и ритуальными песнями индейцев.

В результате этой интеграции, сегодняшние латиноамериканские танцы, такие как самба, румба, танго имеют не только испанские, но и африканские корни. Любопытно, что название танца самба, имеет созвучное сходство со словом «Zambo», означающего «дитя чернокожего африканца и бразильской женщины».

С началом своего появления босса-нова стала неотъемлемой частью джазового музицирования, и акустического гитарного исполнительства в целом. Если обратиться к творчеству ярких представителей акустической гитары – таких, как Л. Альмейда, Б. Пауэлл, А. К. Жобим и др., то станет очевидным, что все они в той или иной степени были подвержены влиянию босса-новы, и более того – стояли у истоков этой «новой волны».

Характерно, что босса-нова, зарождаясь и развиваясь, опиралась на акустическую гитару и изначально исполнялась пальцами на нейлоновых струнах, что, несомненно, способствовало развитию сольного джазового музицирования. Это камерный жанр, без суеты и неудержимых эмоций. В аранжировке зачастую звучал голос и гитара, без иного сопровождения. Даже при исполнении босса-новы большими джазовыми ансамблями, ведущая роль отводилась гитаре. Акустическая гитара как нельзя лучше подходила для этой музыки. Нейлоновые струны создавали мягкость и глубину звучания, а использование гитарной фактуры подчеркивало сложный ритм босса-новы.

Как правило, основные заимствования из латиноамериканских жанров были в области ритма. В. Конен писала о ритмическом сходстве двух музыкальных культур: «Как и в джазе, в латиноамериканских жанрах ясно выявлены и характерная неизменная двудольность, и ударный эффект на слабой доле, и полиритмическая структура. Характерно и преобладание синкопированной фигуры… Именно эта ритмическая схема господствовала в раннем рэгтайме» [2].

При близком рассмотрении очевидно, что ритмика босса-новы имеет общие черты с самбой и румбой. Это проявляется в четырехдольности, пропуске сильной доли, синкопировании, сложной акцентировке, которая создает ощущение полиритмии. Для наглядности приводим несколько образцов ритмических схем (значки над нотами, в том случае, когда это не акценты, означают движение правой руки гитариста при исполнении аккомпанемента медиатором).

  1. 1. Босса-нова (вар.1)
  1. 2. Босса-нова (вар.2)
  1. 3. Босса-нова (вар.3)

Однако, в отличие от босса-новы, самба имеет горячий темперамент, быстрый темп и бойкий характер. Об этом интересно высказался музыкант, который по праву считается «отцом боссы», Антонио Карлос Жобим: «Босса-нова тоже сформировалась под влиянием джаза. Босса-нову можно называть «сооl samba». В Бразилии ее так и называют. Ведь настоящая негритянская самба очень примитивна. Это обычно добрый десяток ударных инструментов и четверо-пятеро певцов. Они кричат и гремят. Получается очень здорово. Очень горячая, заводная музыка. Босса-нова более прохладна и более содержательна. Босса-нова — это история с простыми, серьезными и очень лиричными словами» [3].

  1. 4. Самба (вар.1)
  1. 5. Самба (вар.2)

С появлением босса-новы самба также подверглась влиянию джаза. Впоследствии было написано много джазовых стандартов в ритме самбы, в том числе А. К. Жобимом (например, «So danco samba», «One note samba» и мн. др.).

 

6. «So danco samba»(Обработка для гитары Ч. Берда)

 

Зачастую в босса-нове встречаются ритмические формулы общие с румбой. Если мы сравним пример 3 и 7, то сходство акцентов и ритмических рисунков будет очевидным:

  1. 7. Румба (вар.1)
  1. 8. Румба (вар.2)
  1. 9. Румба (вар.3)

Итак, босса-нова представляет собой смесь латиноамериканских ритмов. Что же касается мелодико-гармонического среза в данном жанре и его формы, то здесь, несомненно, преобладает влияние джаза. Так, например, известная композиция А. К. Жобима «Девочка из Ипанемы» имеет форму, свойственную «джазовому стандарту» (А1-А2-В-А3). Гармоническая схема этого произведения также типична для джаза, а простая вокальная мелодика входит в диссонанс с гармонией, образуя нону и септиму от основного Большого мажорного септаккорда:

10.

Так же, как и в свинге, в босса-нове зачастую после темы звучит импровизация. Босса-нова имеет песенный формат, длящийся не более двух-четырех минут. Как и в джазе, зачастую мелодия босса-новы исполняется с небольшой оттяжкой назад, в то время как аккомпанемент «клонится» вперед. Создается ощущение, будто мелодия, как лодка качается на волнах гармонической фактуры.

В целом настроение босса-новы можно охарактеризовать, как лирико-романтическое. Этому впечатлению способствует и манера исполнения данной музыки. Например, гитарист и певец Жоау Жилберту, чье имя неразрывно связано с жанром босса-новы, создал особый стиль пения с тихим звучанием голоса, мелодия исполняется, как неторопливый рассказ.

В заключении отметим, что интерес к латиноамериканской народной музыке во второй половине ХХ века весьма возрос, и во многом благодаря этому босса-нова стала одним из излюбленных жанров современности.

Литература:

  1. Конен В. «Пути американской музыки», 1977г., с. 281
  2. Конен В. «Пути американской музыки», 1977г, с. 289
  3. http://www.musicbox.su/musicbox_27/bossa_nova_anatomiya_zhanra.html

 

Актуальные достижения европейской науки: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Сб.статей, т. 19. – Болгария, г. София, 2011. С. 89-93.