all' /> музыка неакадемической традиции, избравшая своим основным инструментом гитару. На сегодняшний день даже сложно представить эстрадную музыку без гитары.

Однако в современном гитарном музицировании существует такое малоизученное явление как фингерстайл. Проблема стоит тем более остро, что фингрестайл приобретает все большую популярность, как среди любителей гитарной музыки, так и в среде профессионалов. Данный термин употребляется повсеместно, тем не менее, какое-либо внятное определение отсутствует. Нередко возникает путаница, в том числе, и вследствие весьма размытого обозначения — в переводе с английского «fingerstyle» означает пальцевый стиль, таким образом, под это понятие попадают многие исполнительские школы – от академической до фламенко. При всем том фингерстайл имеет вполне обусловленные границы стиля со своим процессом формирования, неповторимыми возможностями и уникальной исполнительской школой. В статье мы попытаемся осмыслить, что представляет собой это явление, проследить его истоки и определить какова его роль в современной музыкальной культуре.

Фингерстайл – самобытное музыкальное направление, возникшее в США примерно в 1950-х годах. Можно предположить, что истоки фингерстайла находятся в музыке кантри. В начале ХХ века подобная музыка распространилась под названием «хиллбилли» («парень с холмов»). Подробно об этом писал в своей работе известный джазовый музыковед Л. Переверзев: «Истоки жанра кантри восходят к фольклору первых белых поселенцев Вирджинии, Кентукки, Теннесси и других штатов Юго-Востока. Обитатели этих мест – по преимуществу англокельты, потомки первых колонистов, обосновавшихся в Новом Свете еще в ХVII – XVIII веках, на протяжении двух столетий оставались отрезанными от крупных торговых и промышленных центров и быстроразвивающейся городской культуры США». И далее: «В равнинных областях Юго-Восточных штатов музыка хиллбилли испытывала существенное влияние со стороны фольклора афроамериканцев, работающих на плантациях и фермах, а затем на строительстве шоссейных и железнодорожных магистралей» [1, 373].

Исполнителями хиллбилли были люди из простого трудового населения: фермеры, лесорубы, пастухи, для которых музицирование стало отдушиной после тяжелого трудового дня. В качестве аккомпанемента к пляскам в амбарах служили скрипка (fiddle), гитара или банджо. Красивое описание музыкально-выразительных возможностей гитары мы встречаем у Л. Переверзева: «Долгие восходящие глиссандо, похожие на тихий плач или нежно замирающие стоны, составляли главное очарование этого деликатного инструмента, называемого стальной гитарой (steel guitar)» [2, 375].

Ковбойские (пастушьи) песни составляли значительную часть всей музыки кантри. Их характерной особенностью явился волнообразный ритм, который как бы воспроизводил бег лошади и покачивания всадника в седле. В целом же мелодии заимствовались, как правило, из англокельтского фольклора. Однако, как видно из цитаты, приведенной выше, в связи с тесным соседством афроамериканского населения, песням кантри были присущи блюзовые интонации.

Как и в блюзе, в музыке кантри происходила трансформация от любительского вокально-инструментального музицирования к технически сложным инструментальным композициям. Но в отличие от блюза, эволюция которого привела к серьезным работам с точки зрения новаторства в области гармонии, импровизационного мышления и т.п. (что ярко отражено, например, в музыке Скотта Хендерсона), в фингерстайле наряду с исполнительской сложностью по-прежнему доминирует монотематизм, простота и фольклорность мелодии. Главной особенностью фингерстайла является постоянная ритмическая пульсация (с эффектом «ум-ца»), уходящая корнями к «амбарным танцам» (см. пример 1):

  1. 1. Упражнение Мартина Тэйлора из сборника «Jazz fingerstyle»

Из примера 1 видно, как с помощью ритмического рисунка в басах, осуществляется танцевальная пульсация, в то время как мелодия смещается на одну долю по отношению к нижнему голосу. Подобное смещение часто встречается в регтайме.

В целом наряду с незатейливыми мелодиями хиллбилли и элементами блюза, в фингерстайле во многом проявились черты регтайма, который был особенно популярен в конце XIX – начале ХХ века. Интересный факт, что регтайм хоть и считается фортепианным жанром, все же в ранних образцах встречается исполнение на банджо, которое очень близко по фактуре со стальной гитарой. «Мы располагаем несколькими очень старыми записями регтаймов, исполняемых на банджо» [3, 14] — писал Д. Коллиер.

В первую очередь была заимствована одна из ярких особенностей регтайма – специфический ритм. Как известно, именно синкопа стала наиболее популярным ритмическим рисунком и в регтайме, и в джазе, и, как следствие в фингерстайле (см. пример 2):

  1. 2. Основная ритмическая фигура регтайма

Регтайм получил свое название (от англ. «rag time» — «разорванное время») благодаря заостренному синкопированию в мелодии наряду с ровным пульсирующим аккомпанементом. На этой основе возникает полиритмия — сдвиг мелодии по отношению к аккомпанементу, что связанно с глубинным стремлением чернокожих американцев имитировать перекрестные ритмы африканского фольклора. Типичный пример автономности мелодии и аккомпанемента - ритм «3 на 4», т.е. в басу мерное движение, а в мелодии повторяется ритмический рисунок из трех шестнадцатых с «плавающим» акцентом, создавая определенное «раскачивание» — свинг. Еще одной важной особенностью, присущей как для регтайма и джаза, так и для фингрестайла, является четность метра. Притом в отличие от европейской схемы, нет сильных и слабых долей – они все равны.

Характерно, что и в музыке хиллбилли, и в регтайме используется европейская тональная система с одной стороны и опора на блюзовые ноты - с другой, как уже было сказано выше, эта специфика отразилась в фингерстайле. Еще одно общее качество для музыки регтайма и фингерстайла наблюдается в фактуре произведений. Так, в основном используются фактурные приемы, придающие пьесе многозвучность и громогласность, веселое и непринужденное настроение. Аккомпанемент представляет собой чередование «бас-аккорд», используются простые гармонии: трезвучия с добавленными тонами, септаккорды ступеней диатонического звукоряда. Также нередко в мелодию вплетаются различные подголоски. Таким образом, не исключено, что благодаря фактурному богатству и разнообразию регтаймов, фингерстайл унаследовал исполнительскую сложность и виртуозность.

Техническая изощренность в сочетании с легко запоминающейся мелодией обеспечили фингерстайлу, который стал восприниматься и как своего рода инструментальное шоу, широкую популярность. Особая техника звукоизвлечения представляет собой, преимущественно, сочетание щипкового, тэппингового и плекторного приемов игры. Благодаря этой технике гитара звучит так, будто вместе играют несколько музыкантов.

Нередко для фингерстайла используется инструмент с металлическими струнами, что позволяет широко применять технику тэппинга[i]. Так, например, мелодия исполняется пальцами правой руки, аккомпанемент извлекается при помощи медиатора, а подголоски или басовая линия захватывается тэппингом. Часто в фингерстайле употребляется «шагающий» бас[ii], ритмические структуры одновременно с мелодией и приемом «ритм-перкашн»[iii], что дает постоянную пульсацию на протяжении всей композиции. Большой палец выполняет функцию контрабаса, в то время как остальные пальцы ведут мелодическую линию в сочетании со всевозможными подголосками и аккордами.

Важно отметить, что пьесы в духе фингерстайла редко можно встретить в нотных сборниках, чаще это аудио или видео школы, иногда записи с использованием гитарной табулатуры. Это связано с определенным мышлением, свойственным неакадемическому музыкальному искусству ХХ века, заключающегося, прежде всего, в так называемом «ориентировании на слух» и с тотальным распространением массовой культуры. Изначально применяющаяся любителями, не знающими нотной грамоты, гитарная табулатура оказалась весьма актуальна благодаря своей наглядности и доступности. В примере 3 представлен отрывок из популярной композиции Томми Эммануэля, записанный в виде табулатуры (линии соответствуют шести струнам, а цифры – ладам на грифе).

  1. 3. Tommy Emmanuel «I’ve always thought of you»

Одним из основателей фингерстайла является гитарист Чет Аткинс (1924-2001), который родился в США в штате Тенесси. Любопытно, что именно этот штат был одним из центров зарождения хиллбилли. Музыка Ч. Аткинса представляла собой симбиоз кантри стиля, регтайма и джаза. Помимо записей альбомов, в 1990-х годах вышли в свет учебные пособия и видеокассеты, на которых были детально описаны приемы игры. Позже, австралийский гитарист-самородок, не получивший никакого музыкального образования — Томми Эммануэль (1955), продолжил традицию своего учителя Ч. Аткинса, и в 1977 году они записали совместный альбом. Сейчас концерты Т.Эммануэля пользуются огромной популярностью в разных странах.

Итак, фингерстайл – это направление в неакадемической гитарной музыке, уходящее корнями к жанру кантри и впитавшее в себя мелодии англокельтских баллад, ритмы регтайма, интонации блюза. В фингерстайле сформировалась особая система музыкально-выразительных средств, основанная на синтезе разнообразных техник исполнения – блюзовой, кантри, академической и др. Существует актуальная проблема дефиниции данного явления – оно мало изучено и практически не попадало в поле зрения музыковедения, терминологический аппарат не сформирован. Между тем, это направление интересно и самобытно, а его изучение представляется важным и своевременным. Музыка фингерстайла востребована широкой аудиторией во всем мире, исполняется на Международных фестивалях и конкурсах, таким образом, образуя свою нишу в современной музыкальной культуре.

Примечания

 


[i] Тэппинг – техника игры на гитаре, при которой звук извлекается ударами пальцев обеих рук по струнам между ладами на грифе, как на фортепиано. Этот способ игры был известен еще в ХIХ веке среди «классических» гитаристов, однако из-за тихого звучания инструмента не имел большой популярности. В ХХ веке, с появлением электрогитары широко распространился в рок-музыке, и среди акустических гитаристов в стиле фингерстайл.

[ii] «Шагающий» баспалец «Р» выполняет функцию контрабаса, остальные пальцы ведут мелодическую линию, в сочетании со всевозможными подголосками и аккордами, являющимися аккомпанементом. Использование «шагающего» баса и ритмических структур одновременно с мелодическими линиями дает ощущение постоянной пульсации на протяжении всей композиции, будто звучит ансамбль

[iii] «Ритм-перкашн» — прием, при котором во время исполнения производятся перманентные удары по корпусу в разных его местах, что создает ощущение постоянной пульсации перкуссии.

Литература

  1. Переверзев Л. От джаза к рок-музыке, Приложение к книге В. Конен Пути американской музыки, М.,1977 г.
  2. Переверзев Л. От джаза к рок-музыке, Приложение к книге В. Конен Пути американской музыки, М., 1977 г.
  3. Коллиер Д. Л. «Становление джаза», М., 1984 г.

 

Музыка и время. Сб. статей, №2. – Москва, изд-во «Научтехлитиздат», 2012. С. 52-54.