all' /> . Также, необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом. Многие музыкальные жанры (такие как фламенко, латиноамериканская музыка, джаз, рок, фьюжн), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. В каждом жанре, гитара приобретает характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

«Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре. »

На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей гитар. В зависимости от стиля и манеры игры, музыкант выбирает для себя нужный инструмент. 20 век привнес всевозможные приспособления для акустической гитары, что позволило устранить малую объемность этого инструмента. Также, уникальность электроакустической гитары в том, что она не только соединяет в себе все положительные стороны классической гитары (дыхание дерева, тембральное богатство и теплоту звучания), но и позволяет усилить и обработать звук. Это дает исполнителю много возможностей. Струна приобретает чуткость к каждому прикосновению, позволяет продлить звук, придавая где нужно педальности, четкости и выразительности в приеме легато, становятся доступными многие приемы игры, как то touchstyle (см. ниже) и др. У электроакустической гитары есть свои особенности. Так, например, для интимного, лирического звучания требуется минимальное давление на струну. Необходимо точно рассчитывать атаку звукоизвлечения для варьирования экспрессии, так как тактильные ощущения при исполнении на электроакустической гитаре другие, нежели чем при игре на классической гитаре. Нужно следить, чтобы не было форсирования и детонации, когда громкость звука уже не зависит от давления на струну (в следствии конструктивных особенностей электроакустической гитары).

Очень часто современная гитара (равно как и электрогитара) имеет вырез в корпусе, что делает доступными дальние лады, как правило, их 22-24. Соответственно, это увеличивает диапазон и возможности инструмента.

Сейчас активно происходит взаимопроникновение и обогащение различных музыкальных направлений. Интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Как следствие, возникает новый гитарный репертуар, который подразумевает несколько иное мышление, наряду с традиционными, новые приемы игры.

К особенно популярным современным техникам игры на гитаре можно отнести так называемый Fingerstyle (Фингерстайл). FingerStyle. В переводе с англ. Finger-палец. FingerStyle- дословно пальцевый стиль. К сожалению, на сегодняшний момент, в России нет полноценной школы по фингерстайлу, да и информация об этой технике весьма скудна. Основная ее часть на английском языке.

Этот стиль основывается на классической школе игры и одновременно подразумевает владение разными джазовыми стилями (свинг, босса нова, блюз, джаз — рок, страйт). fingerstyle сочетает в себе приемы из различных школ: академической, джазовой, тэппинг, фламенко и пр. Благодаря этой технике гитара звучит, как мини-оркестр. Этот оркестр, как правило, состоит из соло-гитары, ритм-гитары, контрабаса и перкуссии. В джазовой стилистике фингерстайла широко используется так называемый «шагающий бас». Использование «шагающего» баса и ритмических структур одновременно с мелодическими линиями дает постоянную пульсацию, на протяжении всей композиции. Большой палец выполняет функцию контрабаса, остальные пальцы ведут мелодическую линию, в сочетании со всевозможными подголосками и аккордами, являющимися аккомпанементом. Этот стиль активно практикует российский гитарист, композитор и автор методики “Джаз на классической гитаре”, Александр Виницкий.

Нельзя не отметить школу Мартина Тэйлора по джаз-фингерстайлу. Она является отличным пособием для желающих изучить эту технику игры, хотя рассчитана на подготовленных гитаристов, владеющих инструментом. Однако, и в ней содержится растолковывание некоторых аспектов гармонии, голосоведения, ритма, в силу джазовой специфики стиля.

Многие исполнители, играющие в стиле фингерстайл, например, известный талантливый гитарист Томми Эммануэль, используют большой палец левой руки для зажима басовых струн. Это дает ряд преимуществ, в частности становятся свободными остальные пальцы для проведения мелодии и других голосов. Также, используются удары по струнам и деке, в качестве перкуссионного элемента в игре.

Еще одна популярная техника игры на гитаре, которую активно используют в своей игре многие современные гитаристы различных музыкальных направлений, это - touchstyle или тэппинг.

Тэппинг. Суть этого метода игры в следующем: гитарист извлекает звук ударами пальцев обеих рук по струнам между ладами на грифе, как на фортепиано. Линия баса, насыщенный аккомпанемент, виртуозная импровизация — все это исполняет один человек на гитаре. Чаще всего для исполнения тэппингом используется электрифицированная гитара, поскольку игра на акустических инструментах приемом «тэппинг» была мало эффективна в следствии тихого звучания. Однако, такой способ игры, как это ни странно, не является новым. Еще в XIX веке этот прием эпизодически использовали не только фламенкисты и классические гитаристы, но и русские балалаечники. Сохранились нотные записи конца XIX века, где данный прием имел специальные обозначения. И многие поколения гитаристов боролись с конструктивным недостатком акустической гитары, стараясь заставить ее звучать громче, не потеряв при этом глубины звука. Пока на помощь гитаристам не пришло электричество. Электрифицированная гитара более чувствительна - небольшое прикосновение к струнам уже давало звук.

В начале 50 х годов в США Джимми Уэбстер из Англии, начал широко использовать странный метод игры. Но подлинный переворот в данной технике был впереди, в 1983 году совершил его гитарист Стэнли Джордан. Это была новая форма исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития. У нас в стране активно используют данную технику игры такие известные исполнители, как Энвер Измайлов и Дмитрий Малолетов.

Сегодня наряду с пальцевым звукоизвлечением используется техника игры медиатором. Многие гитаристы, играющие как на электрогитарах, так и на акустиках, играют медиатором. Медиаторная техника игры — это отдельное направление в гитарной школе, требующее для овладения не меньше времени, чем классическое звукоизвлечение. Часто используется смешанное звукоизвлечение — медиатором и пальцами. Этот способ активно используют «фингерстайльщики». Например, известный акустический гитарист Томми Эммануэль, блестящая техника которого не перестает удивлять как просто любителей гитарной музыки, так и профессионалов.

Особую нишу занимают так называемые «когти» — специальные приспособления, которые крепятся на пальцы. Как правило, их используют банджоисты и музыканты, играющие на слайд — гитарах.

Техника игры слайдом. Слайд, или боттлнек («bottleneck«, англ. — бутылочное горлышко) становится популярнее с каждым днем. Приемов игры боттлнеком на сегодня существует довольно много. Большинство музыкантов играет слайдом, не меняя положения гитары. Слайд надевается на палец левой руки и скользит по струнам, не касаясь ладов. Также, можно сочетать игру слайдом и обычную технику. Это позволяет музыканту использовать не только ноты, расположенные вдоль линии соприкосновения слайда со струнами, но и ноты позади него. При этом практически исчезают ограничения, с которыми обычно сталкивается каждый слайд-гитарист — зажатость в пределах одного лада, невозможность играть быстрые пассажи и легато. Примеры этого потрясающего стиля можно услышать в записях таких музыкантов, как Mick Taylor, Rainer Ptacek. Особенно интересно использование этой техники в таком стиле, как ‘Gypsy Jazz’ .Очень распространен слайд среди фолк-музыкантов.

Таким образом, анализируя основные тенденции развития современной гитары, можно увидеть, что популярность шестиструнной гитары неизменно растет, а вследствие этого должна меняться и активно развиваться гитарная педагогика, должны появляться новые методики преподавания игры на инструменте. В заключении, хотелось бы привести цитату маэстро Лео Брауэра:

Фактически гитара — один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин и блок-флейту), которые не только сохранились, но и развиваются, растут. Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры, располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых красок, выразительности! Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая история? У нас есть все!”.

 

Примечания:

1. В.Волков Журнал «Гитаристъ»

 

 

 

 

Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Сб.статей, вып. 10. – Н.Новгород, изд-во ННГК им.Глинки, 2008. С. 254 – 259.