style-css' href='templets/upgrade/plugins/wp-social-votes/css/ui-lightness/jquery-ui-1.8.20.custom.css' type='text/css' media='all' /> в сфере гитарного исполнительства — джаз на классической гитаре. В этот период происходила активная интеграция и синтез различных по происхождению музыкальных языков – афроамериканского, латиноамериканского, европейского, ориентального и, таким образом, формировался диалог между многовековым европейским гитарным наследием и новым, самобытным музыкальным явлением. Взаимопроникновения этих направлений образовали целый специфический пласт музыкальной литературы, которую можно условно разделить на два вектора: «классическая гитара — джазовая гитара», «джазовая гитара — классическая гитара».

Цель статьи - наблюдение этого двустороннего процесса, а также определение, что нового он привнес в мировое музыкальное пространство.

«Классическая гитара – джазовая гитара»

В процессе постоянного роста и формирования джаза, изменяется и сама его структура. Так, например, свингование перестало быть его отличительной чертой. Во многом джаз идет на объединение с классическими традициями. Также, сформировалось новое для джаза импрессионистическое направление, в котором работают Пат Метени (Put Meteny), Ральф Таунэр (Ralph Towner). Рассмотрим это направление на примере творчества Ральфа Таунера, т.к. именно он является ярким представителем, прекрасно владеющим и академической школой игры, и работающим на стыке различных авангардных джазовых течений.

Р. Таунер является и исполнителем, и композитором, и аранжировщиком. Он пишет музыку, делает различные обработки джазовых стандартов, как для гитары-соло, так и для ансамблей с гитарой. Он имеет свой музыкальный коллектив «Орегон», в состав которого, кроме гитары, входят перкуссия, контрабас и саксофон. Он играет в академической манере, на «классической» гитаре с нейлоновыми струнами. Но его творчество отличается своеобразным музыкальным языком, который имеет черты импрессионизма. Ритмика подчас изменчива и неуловима. В гармонии наряду со сложными созвучиями используются натуральные лады, пентатоника. Фразы-символы образуют мерцающую зыбкую музыкальную ткань. В своем творчестве Р. Таунер обращается и к песенно-танцевальным жанрам, и к традиционному джазу, что расширяет его возможности композитора и исполнителя.

В настоящее время ряд гитаристов-композиторов, владеющих «классической» школой игры, таких как Роланд Дьенс, Ральф Таунер, Умберто Гизмонти, пишут музыку на стыке джаза и «академической» музыкальной традиции. Скажем, Роланда Дьенса можно причислить к исполнителям, играющем, в том числе и джаз на классической гитаре – в особенности, если иметь в виду его обработки джазовых тем в альбоме «Night and Day». Безусловно, джаз повлиял на его музыкальное мышление, что ярко выражено в гармонии и ритмике большинства сочинений Дьенса.

Также, одним из немногих исполнителей, играющих джаз на классической гитаре в России, является Александр Виницкий. Он разработал авторскую методику преподавания джаза на классической гитаре для детей, что, безусловно, способствует формированию вкуса у юных исполнителей к качественной современной гитарной музыке. А. Виницкий сделал множество переложений джазовых стандартов для «классической» гитары. Освоив два языка – «академической» музыки и джазовой, он умело переплетает их в своем творчестве. А. Виницкий — первый гитарист в нашей стране, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре.

«Джазовая гитара – классическая гитара».

Поскольку «классическая» гитара – это нейлоновые струны и резонаторный корпус, то и в джаз, за счет этих качеств, она привнесла мягкость, «камерность» и теплоту звучания. Акустическая гитара с нейлоновыми струнами придает, как джазовому ансамблю, так и сольному исполнению, совершенно уникальное звучание, отличающиеся интимностью и «тембровой чистотой» исполнения. Но, поскольку акустическая гитара относительно редко задействована в джазовом ансамбле, главным образом из-за малого объема звучания, то характерной особенностью джаза на «классической» гитаре является сольное музицирование с прописанными партиями, отличающиеся точным, фокусированным звуком, что также обнаруживает влияние академической школы игры.

Характерной особенностью джаза на классической гитаре является то, что наряду с традиционными приемами игры, используются иные, нехарактерные для «академической» гитары, такие как: бэнд, вертикальное вибрато, постоянное ритмическое сопровождение, имитирующее перкуссию, за счет ударов по корпусу инструмента и т.д. Это обусловлено новым музыкальным языком, который, как следствие, требовал новых средств выразительности. Появились гитаристы, объединяющие в своей творческой манере классическую игру на гитаре, фламенко и элементы латиноамериканской музыки с джазом. К ним в первую очередь относятся два выдающихся джазовых музыканта: Лауриндо Альмейда (Laurindo Almeida) и Чарли Бёрд (Charlie Byrd).

Лауриндо Альмейда наряду с джазовыми стандартами и собственными композициями, включал в свои концертные программы произведения Баха, Гайдна, Джулиани, Вилла-Лобоса, сочинения композиторов Латинской Америки. Играя в джазовом стиле, применяя технику «классической» школы игры, Лауриндо использует полиритмическое и гармоническое богатство бразильской народной музыки в аккомпанементе и импровизации к исполняемым темам. Благодаря этому синтезу, появился новый стиль современного джаза – босса-нова, первооткрывателем которого считают Л. Альмейду. Первая пластинка в этом стиле — «Бразильянс», записанная в 1953 году с известным альт-саксофонистом Бадом Шенком, в то время не была оценена по достоинству. Л. Альмейда работал не только сольно, но и принимал участие в различных джазовых ансамблях, сочинял музыкальное сопровождение к кинофильмам. В 1947-1950 гг. Л. Альмейда работал в оркестре Стэна Кентона, который ввел в состав джазового ансамбля акустическую гитару, оснастив ее усилителем. Гитарные соло Лауриндо внесли в звучание ансамбля своеобычность, тепло и новые оттенки. Это снова напомнило о мелодических и тембровых свойствах акустической гитары, которые за время господства электрогитары оказались забытыми. [1]

Безусловное влияние на игру Лауриндо Альмейды оказал композитор и гитарист Джанго Рейнхард. Джанго также имел вкус к академической музыке и, заинтересовавшись творчеством И. С. Баха, он в 1937 году впервые использовал одну из тем скрипичного концерта великого композитора для джазовой обработки, а в 1938 году Д. Рейнхардт сыграл в свинговой манере «Грезы любви» Ф. Листа.

Также, одним из выдающихся гитаристов, объединившим в своей игре классическую испанскую школу с джазовой техникой, является Чарли Бёрд. Он с успехом играл как в биг-бэнде, так и в малых составах, однако его увлечение классической гитарой взяло верх. В конечном итоге, восхищение творчеством замечательного мастера Андре Сеговии заставило Бёрда временно оставить джазовую сцену. Чарли сделал множество аранжировок классической музыки для гитары, постоянно давал сольные концерты и записал на пластинки музыку XVI и XVII веков для лютни и других предшественников гитары. Но классический репертуар не вытеснил его первое увлечение — джаз. Он лишь расширил музыкальные возможности гитариста. Чарли Бёрд так же, как и Лауриндо Альмейда, повлиял на многих гитаристов классического стиля, продемонстрировав на практике неограниченные возможности акустической гитары. [1]

Джаз на классической гитаре включает в себя и технику игры в традиции академической школы, и знание множества аспектов, связанных непосредственно с джазовым искусством, таких как импровизация, глубокое понимание природы свинга и ритмических особенностей, как основных элементов языка джаза; слышание джазовой гармонии, что включает внедрение аккордовых замен и обогащенной гармонии, владение основами аранжировки и аккомпанемента в различных джазовых стилях, в том числе с использованием «шагающего» баса[1]. Особое место занимает ритмическая интерпретация, особенно в латиноамериканских стилях, т.к. они представляют наибольшую ритмическую сложность.

Сегодня появляется все больше пьес для классической гитары, объединяющих джаз и академическую традицию. Это объединение проявляется и в форме: крупная форма в джазовой стилистике — свободная импровизационная форма в «академическом» направлении, и в ладогармоническом мышлении. Такие взаимовлияния, несомненно, обогащают музыкальный язык, что может проявляться в ритмико-интонационных заимствованиях, аллюзиях на темы «классических» композиторов; расширяют гитарный репертуар, открывают новые возможности инструмента, так как используются новые технические приемы, которые обогащают звуковую палитру.

 

Литература:

1. Ю. Дмитриевский, В. Манилов ст. в сборнике «Гитара, от блюза до джаза» «Музична Украина» 1995г

 

 

 

Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Сб.статей, №1 (13). – Н.Новгород, изд-во ННГК им.Глинки, 2010. С.47-50.



[1] Для современных джазовых гитаристов очень характерна игра так называемым «шагающим» басом в аккомпанементе, что создает иллюзию звучания двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль.