edia='all' /> роизведений, вдохновляются музыкой современных гитарных композиторов. Одним из них является американский композитор и исполнитель Ральф Таунер, работающий на рубеже академической гитарной традиции и джаза.

Подобное направление в гитарной музыке откристаллизовалось в 70-е гг. ХХ века, когда представители «классической» гитарной школы стали претворять в своих произведениях элементы джаза. Таким образом, формировался диалог между многовековым европейским гитарным наследием и новым, самобытным музыкальным явлением. Первым шагом к сближению академической гитарной традиции и джаза явился тот факт, что последний стал исполняться сольно на акустической гитаре. Ведь, как известно, изначально джазовое музицирование совершалось посредством коллективной импровизации. Но уже к середине прошлого века джаз стали играть на «классической» гитаре такие музыканты, как Лауриндо Альмейда и Чарли Берд[1].

Мы попытаемся рассмотреть творчество Ральфа Таунера, как поколение новой музыки для акустической гитары, базирующееся на взаимовлиянии «классических», джазовых и этнических традиций.

Ральф Таунер родился в 1940 г. в семье музыкантов. Изучал теорию музыки и композицию в университете штата Орегон (с 1963 г. по 1966 г.), а позже в Венской Академии музыки обучался игре на классической гитаре. Р. Таунер не только пишет музыку, но и делает различные обработки джазовых стандартов для гитары. А в 1971 г. он создает свой камерный ансамбль «Орегон», в состав которого, кроме гитары, входят перкуссия, контрабас и саксофон.

Несмотря на то, что Р. Таунер играет в академической манере, на «классической» гитаре с нейлоновыми струнами, его творчество отличается своеобразным музыкальным языком, который, сочетает в себе и черты импрессионизма, и элементы ориентальной музыки, и джаз. Ритмика подчас изменчива и неуловима. В гармонии наряду со сложными созвучиями используются различные этнические лады, пентатоника. Фразы-символы образуют мерцающую зыбкую музыкальную ткань. Вместе с тем, гармоническая вертикаль пропитана джазовыми диссонансами, тематизм разрабатывается импровизационно, складываясь в свободную или трехчастную, как в джазовом стандарте форму (АА1ВА). Часто в средней части произведения разработка темы звучит, как записанная импровизация, а в концертном варианте автор в этой части импровизирует. Это – продуманная импровизация, где каждая фраза логически вытекает из предыдущей, создавая постоянное движение вперед. Например, пьеса «Hounted» — в ниже следующем нотном образце показаны фрагменты из темы и импровизационной средней части этой композиции.

 

Пример 1. Тема

 

 

 

Пример 2. Импровизация

В своем творчестве Р. Таунер нередко обращается и к песенно-танцевальным жанрам, и к традиционному джазу, синтезируя и делая различные музыкальные сплавы, что расширяет его возможности как композитора и исполнителя. Так, например, представленный образец пьесы «Hounted» написан как вальс, однако на слух его мало что роднит с традиционным вальсом. Это связано в первую очередь со свободной не танцевальной ритмикой, а также со сложностью философских образов, которые автор претворяет через внедрение внезапных контрастных тем. Все это одинаково приближает и в то же время отдаляет эту пьесу, как от классического, так и от джазового вальса.

Подчас довольно простая песенная мелодия у Таунера вписывается в сложный постоянно сменяющийся метр, будто ветер случайно разметав опавшие листья, сложил их в искуснейший узор.

 

Пример 3. Пьеса «Green and Golden»

Сегодня, несмотря на большой успех за рубежом, гитарная музыка, объединяющая «классику» и джаз, в том числе музыка Ральфа Таунера, не попала в поле зрения отечественных исполнителей и музыковедов. Возможно, это связано с новизной явления, а также с зыбкостью грани современной джазовой музыки и академической традиции[2]. В целом, это направление ново, интересно и самобытно. Такая музыка востребована слушателем и достойна, чтобы и у нас в стране ее исполняли, создавали и изучали.

Классическая гитара: Современное исполнительство и преподавание: Материалы Международной научно-практической конференции. Сб.статей, вып.6. – Тамбов, изд-во ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2011. С. 50-52.

 

 


[1] Это музыкальное направление включило в себя и щипковую технику игры в традиции академической школы, которая позволила использовать полифонические возможности инструмента, и множество аспектов, связанных непосредственно с джазовым искусством.

[2] Т.к. в целом джаз во многом идет на объединение не только с европейской культурой, но и впитывает элементы ориентальной музыки. Так, например, свингование перестало быть отличительной его чертой, усложняется форма и мн.др.