Важнейшим, ключевым фактором в формировании блюза явилось «открытие» гитары в афроамериканской среде. Можно полагать, что блюз — это результат взаимовлияния негритянского фольклора и европейской традиции, которую во многом олицетворяла собой гитара. С начала ХХ века гитара за довольно краткий период потеснила всех своих «конкурентов» — банджо, скрипку, губную гармонику и стала основным инструментом для исполнения блюза.
Истоки этой общности следует искать в африканском фольклоре — в самой его природе извлечения звука. Предметом данной статьи является рассмотрение этой связи и ее влияние на развитие гитарного искусства.
В блюзе оказались востребованы многие технические возможности гитары — преимущественно фактурные и мелодические, благодаря использованию не медиаторной, а характерной пальцевой техники [i] правой руки
. Это звукоизвлечение имело также свою специфику — например, особое положение руки, при котором во время исполнения остинатного баса пальцем «р» в роли постоянно звучащего аккомпанемента одновременно глушится струна у подставки, придавая звуку специфичную «матовость» контрабасового звучания. Наряду с традиционными щипковыми приемами, афроамериканцы применяли новые, самобытные способы игры, которые максимально передавали интонации человеческой речи, поскольку, как известно, конструктивным элементом для блюзовой мелодики является срастание вокала с речевыми интонациями. А также использовались экспрессивные элементы негритянского народного пения — глубокое вибрато, глиссандирование, микроинтонирование, — гитара идеально подходила для этой роли благодаря своим музыкально-выразительным возможностям. «Правильное исполнение блюза предполагает особенные неведомые дотоле европейцам приемы звукоизвлечения. Трудно представить себе что-нибудь более контрастное по отношению к европейскому bel canto, чем блюзовое интонирование» [1].
Характерный пример находим в воспоминаниях известного трубача, композитора и собирателя негритянского фольклора
Уильяма Хэнди (из книги «Father Of The Blues»): «Меня разбудил звук гитары. Недалеко от меня сидел тощий, одетый в лохмотья негр, и играл, скользя по струнам складным ножом в манере гавайских гитаристов, которые использовали для этого стальной брусок. Это было потрясающе. Сама песня тоже поразила меня: «Goin' Where The Southern Cross The Dog»
. Певец повторил мелодию три раза, аккомпанируя себе на гитаре в самой удивительной манере, которую я когда-либо слышал…» [2].
Попутно можно отметить, что существует определенная сложность в исследовании блюзового искусства, так как первые аудиозаписи появились только в 20-х годах прошлого столетия, значительно позже возникновения этого явления, хотя и существует предположение, что блюз с тех пор не сильно изменился. «Блюз в его классическом виде, — пишет В.Конен, — представляет собой сольные песни, возникшие в негритянской среде далекого Юга. Они неотделимы от инструментальной, главным образом, гитарной партии» [3].
Таким образом, гитара в блюзе играла не только аккомпанирующую роль — она была продолжением голоса, составляя полноправный дуэт с певцом. Корни этого явления уходят в африканское народное творчество, которое синкретично в своей сути. Отсюда — присущее блюзу глубокое переплетение вокального и инструментального компонентов, поэтической составляющей и музыки, а также ярко выраженное влияние личности исполнителя на композицию, и т.д.
Рассмотрим сказанное на примере творчества одного из ярких представителей раннего блюза, записи которого дошли до наших дней —
Роберта Джонсона (1911−1938). «Me and the Devil Blues» («Я и Дьявольский блюз») — так называется известная композиция, увидевшая свет в начале 30-х годов ХХ века (одна из ранних дошедших до нас записей).
Куплеты «Me and the Devil Blues» написаны в форме типичного для традиционного блюза двенадцатитактного квадрата. Последний, как известно, базируется на «вопросо-ответной» форме: одна поэтическая строфа равна одному квадрату. Каждый раз за пропетой исполнителем фразой гитара вторит ему вопросительными интонациями, взбирающихся на полтона вверх аккордов. Когда же звучит текст третьей строки, интонация понижается и гитара, вслед за голосом, резюмирует — «ставит точку»: