Джаз и классика

в гитарной музыке


Искусство ХХ века во многом проходило под знаком джаза. Джаз повлиял на множество музыкальных явлений, породив не только новые стили и направления, такие как: босса-нова, фьюжн, джаз-рок и т.п., но и изменив саму природу многих музыкальных инструментов — например, гитары, скрипки, саксофона.

Так, одним из базовых инструментов в джазовом музицировании явилась гитара, благодаря которой происходило его становление. Начиная со 2-ой половины ХIХ века, когда чернокожие блюзмены стали аккомпанировать своей песне на гитаре, а также в результате ассимиляции с европейской культурой, возникло новое направление в сфере гитарного исполнительства — джаз на классической гитаре. В этот период происходила активная интеграция и синтез различных по происхождению музыкальных языков — афроамериканского, латиноамериканского, европейского, ориентального и, таким образом, формировался диалог между многовековым европейским гитарным наследием и новым, самобытным музыкальным явлением. Взаимопроникновения этих направлений образовали целый специфический пласт музыкальной литературы, которую можно условно разделить на два вектора: «классическая гитара — джазовая гитара», «джазовая гитара — классическая гитара».

Цель статьи — наблюдение этого двустороннего процесса, а также определение, что нового он привнес в мировое музыкальное пространство.



«Классическая гитара — джазовая гитара»


В процессе постоянного роста и формирования джаза, изменяется и сама его структура. Так, например, свингование перестало быть его отличительной чертой. Во многом джаз идет на объединение с классическими традициями. Также, сформировалось новое для джаза импрессионистическое направление, в котором работают Пат Метени (Put Meteny), Ральф Таунэр (Ralph Towner). Рассмотрим это направление на примере творчества Ральфа Таунера, т.к. именно он является ярким представителем, прекрасно владеющим и академической школой игры, и работающим на стыке различных авангардных джазовых течений.

Р.Таунер является и исполнителем, и композитором, и аранжировщиком. Он пишет музыку, делает различные обработки джазовых стандартов, как для гитары-соло, так и для ансамблей с гитарой. Он имеет свой музыкальный коллектив «Орегон», в состав которого, кроме гитары, входят перкуссия, контрабас и саксофон. Он играет в академической манере, на «классической» гитаре с нейлоновыми струнами. Но его творчество отличается своеобразным музыкальным языком, который имеет черты импрессионизма. Ритмика подчас изменчива и неуловима. В гармонии наряду со сложными созвучиями используются натуральные лады, пентатоника. Фразы-символы образуют мерцающую зыбкую музыкальную ткань. В своем творчестве Р.Таунер обращается и к песенно-танцевальным жанрам, и к традиционному джазу, что расширяет его возможности композитора и исполнителя.

В настоящее время ряд гитаристов-композиторов, владеющих «классической» школой игры, таких как Роланд Дьенс, Ральф Таунер, Умберто Гизмонти, пишут музыку на стыке джаза и «академической» музыкальной традиции. Скажем, Роланда Дьенса можно причислить к исполнителям, играющем, в том числе и джаз на классической гитаре — в особенности, если иметь в виду его обработки джазовых тем в альбоме «Night and Day». Безусловно, джаз повлиял на его музыкальное мышление, что ярко выражено в гармонии и ритмике большинства сочинений Дьенса.

Также, одним из немногих исполнителей, играющих джаз на классической гитаре в России, является Александр Виницкий. Он разработал авторскую методику преподавания джаза на классической гитаре для детей, что, безусловно, способствует формированию вкуса у юных исполнителей к качественной современной гитарной музыке. А.Виницкий сделал множество переложений джазовых стандартов для «классической» гитары. Освоив два языка — «академической» музыки и джазовой, он умело переплетает их в своем творчестве. А.Виницкий — первый гитарист в нашей стране, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре.



«Джазовая гитара — классическая гитара»


Поскольку «классическая» гитара — это нейлоновые струны и резонаторный корпус, то и в джаз, за счет этих качеств, она привнесла мягкость, «камерность» и теплоту звучания. Акустическая гитара с нейлоновыми струнами придает, как джазовому ансамблю, так и сольному исполнению, совершенно уникальное звучание, отличающиеся интимностью и «тембровой чистотой» исполнения. Но, поскольку акустическая гитара относительно редко задействована в джазовом ансамбле, главным образом из-за малого объема звучания, то характерной особенностью джаза на «классической» гитаре является сольное музицирование с прописанными партиями, отличающиеся точным, фокусированным звуком, что также обнаруживает влияние академической школы игры.

Характерной особенностью джаза на классической гитаре является то, что наряду с традиционными приемами игры, используются иные, нехарактерные для «академической» гитары, такие как: бэнд, вертикальное вибрато, постоянное ритмическое сопровождение, имитирующее перкуссию, за счет ударов по корпусу инструмента и т.д. Это обусловлено новым музыкальным языком, который, как следствие, требовал новых средств выразительности. Появились гитаристы, объединяющие в своей творческой манере классическую игру на гитаре, фламенко и элементы латиноамериканской музыки с джазом. К ним в первую очередь относятся два выдающихся джазовых музыканта: Лауриндо Альмейда (Laurindo Almeida) и Чарли Бёрд (Charlie Byrd).

Лауриндо Альмейда наряду с джазовыми стандартами и собственными композициями, включал в свои концертные программы произведения Баха, Гайдна, Джулиани, Вилла-Лобоса, сочинения композиторов Латинской Америки. Играя в джазовом стиле, применяя технику «классической» школы игры, Лауриндо использует полиритмическое и гармоническое богатство бразильской народной музыки в аккомпанементе и импровизации к исполняемым темам. Благодаря этому синтезу, появился новый стиль современного джаза — босса-нова, первооткрывателем которого считают Л.Альмейду. Первая пластинка в этом стиле — «Бразильянс», записанная в 1953 году с известным альт-саксофонистом Бадом Шенком, в то время не была оценена по достоинству. Л.Альмейда работал не только сольно, но и принимал участие в различных джазовых ансамблях, сочинял музыкальное сопровождение к кинофильмам. В 1947—1950 гг. Л.Альмейда работал в оркестре Стэна Кентона, который ввел в состав джазового ансамбля акустическую гитару, оснастив ее усилителем. Гитарные соло Лауриндо внесли в звучание ансамбля своеобычность, тепло и новые оттенки. Это снова напомнило о мелодических и тембровых свойствах акустической гитары, которые за время господства электрогитары оказались забытыми [1].

Безусловное влияние на игру Лауриндо Альмейды оказал композитор и гитарист Джанго Рейнхард. Джанго также имел вкус к академической музыке и, заинтересовавшись творчеством И.С.Баха, он в 1937 году впервые использовал одну из тем скрипичного концерта великого композитора для джазовой обработки, а в 1938 году Д.Рейнхардт сыграл в свинговой манере «Грезы любви» Ф.Листа.

Также, одним из выдающихся гитаристов, объединившим в своей игре классическую испанскую школу с джазовой техникой, является Чарли Бёрд. Он с успехом играл как в биг-бэнде, так и в малых составах, однако его увлечение классической гитарой взяло верх. В конечном итоге, восхищение творчеством замечательного мастера Андре Сеговии заставило Бёрда временно оставить джазовую сцену. Чарли сделал множество аранжировок классической музыки для гитары, постоянно давал сольные концерты и записал на пластинки музыку XVI и XVII веков для лютни и других предшественников гитары. Но классический репертуар не вытеснил его первое увлечение — джаз. Он лишь расширил музыкальные возможности гитариста. Чарли Бёрд так же, как и Лауриндо Альмейда, повлиял на многих гитаристов классического стиля, продемонстрировав на практике неограниченные возможности акустической гитары [1].

Еще одно уникальное направление в гитарной музыке получило название Fingerstyle, и в отличие от игры на классической гитаре, fingerstyle может исполняться и на инструменте с металлическими струнами. Этот стиль основывается на классической школе игры, сочетая в себе приемы, заимствованные из разных стилей, таких как: кантри, фламенко, блюз, свинг, босса-нова. Ярким представителем fingerstyle можно считать Томми Эммануэля, виртуозная игра которого покорила как любителей музыки, так и профессионалов. В fingerstyle используется и тэппинг, и игра медиатором — как правило, в сочетании с игрой пальцами. Один из способов, это надевание медиатора на большой палец правой руки для подчеркивания басовой линии. Движения большого пальца правой руки должны быть независимы от остальных пальцев, которые могут вести синкопированную мелодию, или играть острые стаккатированные созвучия в свинговой манере, в сочетании с ударами по корпусу. Применяется медиатор и для игры сольной партии, а остальные пальцы проводят подголоски и аккомпанемент. Также наблюдается много заимствований из школы игры на электрогитаре, связанных с эстетикой раннего блюза. Например, такой приём, как «бенд» (подтяжка) имитировавший плач, жалобу, который легко исполнялся на тонких металлических струнах, сегодня используется и «академистами» на нейлоновых струнах [i]. В приеме «вибрато» тоже есть свои особенности, которые подверглись взаимовлияниям. Если для «классической» гитары более свойственно горизонтальное вибрато, то в неакадемической специфике в основном используется вертикальное вибрато. Это связано с происхождением этого приема, так как характерной особенностью в пении чернокожих невольников, была очень интенсивная и мелкая вибрация, а на гитаре, как основном инструменте для блюзового музицирования, исполнители стали имитировать этот голосовой эффект, что привнесло экспрессивность, некий нерв.

Джаз на классической гитаре включает в себя и технику игры в традиции академической школы, и знание множества аспектов, связанных непосредственно с джазовым искусством, таких как импровизация, глубокое понимание природы свинга и ритмических особенностей, как основных элементов языка джаза; слышание джазовой гармонии, что включает внедрение аккордовых замен и обогащенной гармонии, владение основами аранжировки и аккомпанемента в различных джазовых стилях, в том числе с использованием «шагающего» баса [ii].

Особое место занимает ритмическая интерпретация, особенно в латиноамериканских стилях, т.к. они представляют наибольшую ритмическую сложность. Сегодня появляется все больше пьес для классической гитары, объединяющих джаз и академическую традицию. Это объединение проявляется и в форме: крупная форма в джазовой стилистике — свободная импровизационная форма в «академическом» направлении, и в ладогармоническом мышлении. Такие взаимовлияния, несомненно, обогащают музыкальный язык, что может проявляться в ритмико-интонационных заимствованиях, аллюзиях на темы «классических» композиторов; расширяют гитарный репертуар, открывают новые возможности инструмента, так как используются новые технические приемы, которые обогащают звуковую палитру.



Примечания


[i] Роланд Дьенс «Фуоко»
[ii] Для современных джазовых гитаристов очень характерна игра так называемым «шагающим» басом в аккомпанементе, что создает иллюзию звучания двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль.



Литература


1. Ю. Дмитриевский, В. Манилов, ст. в сборнике «Гитара, от блюза до джаза» «Музична Украина», 1995